О контртеноре
 
 
  1. Значение термина.
  2. Происхождение термина.
  3. Природа контртенора.
  4. Историческая справка.
  5. Терминология и классификация
  6. Репертуар.

 


 
1. Контртенор, контратенор или контр-тенор (countertenor, contratenor, contratenore, contre-ténor)
 
1. Академический вокалист, специализирующийся на исполнении альтовых и (или) сопрановых партий.
2. Голос такого вокалиста (мужской альт или мужское сопрано).
 
 
2. Происхождение термина
 
В полифонической музыке XIV — первой половины XVI вв. контратенором (contratenor) называлась побочная вокальная партия, добавленная к двум основным партиям — тенору и дисканту. Первоначально партию контратенора писали в той же тесситуре, что и партию тенора, но в середине XVI века, в связи с распространением четырёхголосия, она разделилась на две разных партии, одна из которых располагалась ниже, а другая выше тенора: contratenor-bassus (бас) и contratenor-altus (альт). Позже термин контратенор в его первоначальном значении вышел из употребления: contratenor-bassus стал называться просто басом, а contratenor-altus в Италии стал просто альтом (alto), во Франции — от-контром (haute-contre), а в Англии — контртенором (countertenor).
 
 
3. Природа контртенора
 
Мужчины, поющие высокими голосами, похожими на женские, всегда вызывали у слушателей неоднозначную реакцию. В частности, неправильное понимание природы контртеноровых голосов часто становится причиной возникновения различных мифов и домыслов: контртеноров называют «мужчинами, поющими женскими голосами» (хотя ни петь, ни разговаривать женским голосом мужчина не может по определению), путают их с певцами-кастратами, считают, что высокий голос обусловлен развитием мужского голосового аппарата по женскому типу, и так далее. Весьма распространено заблуждение, что контртенор — это некий уникальный, крайне редко встречающийся высокий мужской голос, своеобразная аномалия, «каприз природы», благодаря которому мужчина может петь в традиционно женской тесситуре.
 
На самом деле голосовой аппарат подавляющего большинства контртеноров благополучно мутировал в период полового созревания, и их певческие голоса являются результатом развития природного потенциала верхнего голосового регистра, который часто называют фальцетным регистром или «головным голосом» («head voice»), в то время как тенора, баритоны и басы развивают и используют преимущественно нижний («грудной») регистр. При пении в верхнем регистре задействуются лишь части голосовых связок, что позволяет им вибрировать быстрее и извлекать более высокие звуки, чем при пении в нижнем регистре, который многие контртеноры также используют в той или иной степени (видеопримеры). Иногда певцы даже меняют специализацию, «переключаясь» с контртенора на тенор, баритон или бас и наоборот, или используют оба регистра поочерёдно.
 
В более редких случаях голоса будущих контртеноров в период возрастной ломки изменяются незначительно, оставаясь высокими, однако это лишь позволяет им использовать грудной регистр на большем участке альтового или сопранового диапазона и не отменяет необходимости использования головного регистра для расширения диапазона вверх. Также следует иметь в виду, что причины, по которым возрастная мутация голосового аппарата у таких певцов протекает нестандартно, не всегда очевидны, и необычная природа таких голосов достаточно часто становится предметом различных мистификаций.
 
Почему же контртенор считается редким голосом? Начнём с того, что далеко не у каждого вокалиста верхний голосовой регистр обладает качествами, позволяющими адаптировать его для исполнения определённого репертуара в определённой манере. Также, далеко не каждый вокалист стремится петь в этом регистре, развивать его и использовать в качестве основного. Знаменитый английский контртенор Альфред Деллер, возродивший традицию контртенорового пения в XX веке, в одном из своих интервью заметил, что зачастую у певцов, которые хотели бы научиться петь контртенором, нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, считая такую манеру пения женоподобной. Кроме того, на сегодняшний день контртеноры профессионально востребованы в гораздо меньшей степени, чем обладатели более «традиционных» мужских голосов. В частности, в отечественной музыкальной культуре не было явлений, подобных итальянской традиции кастратного пения или традициям фальцетного пения в Англии и Германии. Как следствие, в произведениях русских композиторов нет партий для мужских альтов и сопрано, а также отсутствуют методики обучения таких певцов, равно как и интерес к таким голосам и к музыке, которая была для них написана, в профессиональной музыкальной среде. В этом и заключаются основные причины пресловутой редкости и уникальности современных контртеноров.
 
 
4. Историческая справка

Традиции фальцетного пения уходят своими корнями в глубокое прошлое. Известно, что в XVI веке, как раз перед началом расцвета в Италии культа певцов-кастратов, в знаменитой Сикстинской капелле пели так называемые испанские фальцетисты — взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии; во Франции в это время был чрезвычайно популярен так называемый «от-контр» (haute-contré) — голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом. В XVIII веке английские контртеноры вместе с певцами-кастратами пели в ораториях Г.Ф.Генделя, а в XIX и XX веках фальцетистов можно было услышать в английских кафедральных хорах. Наконец, в середине XX века английский хорист-фальцетист Альфред Деллер (1912 — 1979) принял решение выступать сольно, возобновив тем самым традицию сольного фальцетного пения. Голоса фальцетистов, исполняющих в хоре альтовую партию, в Англии традиционно называют мужскими альтами (male alto), но Деллер по совету композитора Майкла Типетта использовал для обозначения своего голоса термин «контртенор» (countertenor). Примеру Деллера последовали многие другие певцы, что, в совокупности с постепенно растущим интересом публики к высоким мужским голосам и к музыке, написанной для них, привело к новому витку популярности фальцетного пения на рубеже XX — XXI вв.
 
 

5. Терминология и классификация

В соответствии с тесситурой исполняемых вокалистами партий можно выделить такие разновидности контртенора, как альтовый, меццо-сопрановый и сопрановый, хотя чаще контртеноров подразделяют на альтов и сопранистов. Стоит подчеркнуть, что именно тесситура произведений, составляющих репертуар певца-контртенора, является единственным более-менее чётким критерием, на основании которого его голос можно отнести к тому или иному типу. Очевидно, что называть исполняющего только альтовые партии контртенора сопранистом лишь на том основании, что он имеет сопрановый диапазон или близкий к сопрановому тембр — неверно. Также не имеют особого смысла попытки терминологически выделить из общей массы контртеноров обладателей так называемых «природных» альтов и сопрано, поскольку они встречаются крайне редко и не имеют особых отличий и преимуществ перед фальцетистами.
 
 

6. Репертуар
 
Музыкальные произведения, составляющие репертуар современных контртеноров, можно разделить на три категории: 1) вокальные партии, написанные для певцов-кастратов XVII–XIX вв.; 2) мужские оперные партии, написанные для женских голосов; 3) вокальные партии, написанные для контртеноров. Более подробную информацию о контртеноровом репертуаре можно найти в соответствующем разделе сайта.